Вот такая шикарная статья
Вся правда про «аналоги» трансмиссионных жидкостей Honda ATF Z-1 и DW-1 — DRIVE2 !!!
На рынке жидкостей для ступенчатых автоматических трансмиссий Honda царит большое разнообразие «аналогов» оригинальных составов Honda
ATF Z-1 и ATF DW-1. Стоит ли их покупать, отличаются ли они от оригинала и какой из них лучший – это тема данной статьи.
Статья охватывает весь вопрос хондовских классических АКПП, ATF и их «аналогов», а не только конкретные составы. Поэтому, чтобы понять вопрос целиком, комплексно, а не урывочно, я очень (!) рекомендую прочитать все части подряд. Для нетерпеливых юношей и больших специалистов скажу, что непосредственно «аналоги» обсуждаются в части 4. Приятного чтения!
Часть 1. Немного истории и конструкции
Honda является одним из очень немногих автопроизводителей, самостоятельно разрабатывающих и производящих автоматические трансмиссии своих автомобилей. Конструкция этих автоматов запатентована и не применяется нигде кроме АКПП фирмы Honda. Имеет свои достоинства и недостатки. Впервые появилась приблизительно в то время, когда компактные модели Civic в конце 1980-х получили производительные моторы с системой DOHС VTEC, и потребовалась компактная АКПП для поперечного расположения ДВС.
Хондовские классические автоматы внутри представляют собою несколько валов с шестернями постоянного зацепления, соединяемых между собою через пакеты фрикционных муфт. Подавая ATF под давлением в одну из них, ECU АКПП включает нужную передачу. Для связи между первичным валом АКПП и коленвалом ДВС используется ГидроТрансформатор (ГТ), снабжённый блокировкой (Lock -Up). Число валов и муфт определяет количество передач.
Как видим, АКПП Honda не имеет обычного для ступенчатых гидроавтоматов планетарного редуктора. Конструктивно АКПП очень компактна, содержит межколёсный передний дифференциал, а в случае полноприводной версии, ещё и небольшой хвостовик-редуктор, подключенный к дифференциалу — для присоединения кардана в сторону задней оси. Классически, такая АКПП смазывается и работает на одном типе жидкости – ATF, не имея отдельной смазки для дифференциала или раздатки. Сама АКПП получилась достаточно нежной, не обладающей ресурсом, например, классики AISIN. К особенностям можно отнести также отсутствие поддона, фильтр ATF расположенный внутри АКПП и сменяемый только при её разборе, частое отсутствие отдельного воздушного ATF-кулера.
История гласит, что попытки использования в таких новых (на тот момент) АКПП жидкостей типа стандартного Dexron II, при активной езде, приводили к перегреву АКПП, сгоранию ATF. Конструкция содержит сильно нагревающиеся части, на что Dexron не был рассчитан. Компании пришлось заняться разработкой собственных ATF, в целях продления ресурса узлов и обеспечения качества переключений. Так последовательно появились продукты ATF Premium,
ATF Z-1, ATF DW-1. Каждый последующий заменял предыдущий, но не наоборот.
Поскольку оригинальные ATF продают практически все автопроизводители, но при этом сами не производят ни АКПП, ни ATF, то зачастую в бутылочках и канистрах с «фирменной ATF» находится довольно стандартная жидкость, отвечающая промышленным стандартам, законодателем мод в которой как правило выступает компания GM с их ATF Dexron II – VI и т.д. Такие оригинальные ATF в принципе неплохо заменяются сторонними более дешевыми продуктами, имеющими примерно такой же состав. А в некоторых случаях могут даже превосходить, в том числе и быть дороже оригинала. Но если какая-то оригинальная ATF разработана специально под конкретный узел со своей конструкцией, то требуется применение именно такой ATF, или же его полного аналога по физическим и химическим показателям, если таковой реально имеется.
Часть 2. Состав ATF Z-1 / DW-1
Поскольку Honda разрабатывала свои АКПП, отталкиваясь от типовых значений вязкости того времени у дексрона, то на нём АКПП работала. Но проблемы перегрева и малого ресурса нужно было как-то решать, и потому пришлось заняться пакетом присадок. Такой пакет был разработан на основе цинково-магниевой присадки, которая не встречается в других ATF. Обычно в "дексроновых" пакетах присадок мы видим фосфор, при около-нулевых значениях цинка, тогда как у Honda мы видим цинк при нулевых показателях фосфора. Также мы видим "аномалии" по количеству магния и кальция, очень низкое кислотное число, минимальную коррозию на медной пластине, очень высокий индекс вязкости.
По поводу принципов работы хондовского пакета точной информации нет, но в сети часто встречаются предположения, что при определённой температуре эти присадки "срабатывают" и понижают температуру. Либо же позволяет выдерживать временный высокий нагрев в пятне контакта.
Не исключая и такой вариант, предположу, что для хондовской многовальной коробки была использована просто анти-задирная присадка на основе соединения цинка. И тогда, нет повышенного трения при нагрузке – нет и самой повышенной температуры. На это косвенно указывает более-менее стандартный для всех ATF показатель вспышки Z-1/DW-1.
Такой пакет присадок ранее не встречался в АКПП. Вообще, для Honda не является редкостью использование весьма любопытных комбинаций присадок в своих спецсоставах. Это, пожалуй, единственный такой нестандартный производитель.
Результатом разработки специфической хондовской ATF стали несколько составов, которые роднит использование оригинального пакета присадок. Отличия между оригиналами, в основном, в составе базовых масел. Их свойства и качества нарастают по мере появления новых:
HONDA ATF Premium. Был там оригинальный пакет присадок или нет – мне не известно. Выпускался в 1990-е годы, обсуждать его состав смысла нет. Как известно, в те годы Honda вроде бы ещё допускала эксплуатацию на дексроне, но как только разработала следующий состав, Z-1, рекомендовала перейти на него, а дексрон использовать только как временную необходимость.
HONDA ATF Z-1. Выпускался с 2001 по 2011. Для японского рынка ограниченно выпускается и сейчас (для мини-машинок, кей-каров). Состав масел традиционно заявляется как «минеральный», хотя использованы масла 2 и 3 групп, из которых к минеральным точно относится только 2 группа, тогда как 3 — это гидрокрекинг, который занимает промежуточное положение между «минералкой» и «синтетикой». По японскому законодательству такие масла называются минеральными — потому, что получены из минерального сырья. Z-1 это качественная ATF с высокими эксплуатационными свойствами, практически некоррозионная, температура замерзания не менее -45с.
Рекомендовалась безальтернативно во все ступенчатые АКПП Honda, а также в вариаторы – до момента, когда была выпущена специальная HONDA CVTF (HMMF). Примечательно, что в хондовские вариаторы с ГТ (без старт-пакета) рекомендовалась так же Z-1, т.к. HMMF на ГТ была не рассчитана.
Состав присадок Z-1, согласно лабораторному тесту:
www.oil-club.ru/forum/upl…0-09184500-1488545172.jpg
Видим классический хондовский пакет присадок.
HONDA ATF DW-1. Выпускается с 2011 года и официально заменила Z-1. Безальтернативно льётся во все АКПП с 2011 года выпуска. Для старых АКПП до 2011 года выпуска применяется вместо Z-1. Может свободно смешиваться с Z-1, допускается частичная замена ATF, постепенный переход. То есть, официально предлагается просто лить DW-1 абсолютно во все хондовские ступенчатые автоматы.
Заявляется как «синтетическое», хотя это скорее маркетинг, заставляющей многих напрасно сомневаться по поводу смешиваемости с Z-1. Базовые масла – знакомый по Z-1 гидрокрекинг 3 группы и эстеровые спирты. Собственно к «синтетике» из этого относятся только эстеры, которые так же не имеют проблем со смешиванием. И то, эстеры — это не та привычная нам синтетика 4-й группы (ПАО), а 5-я группа (не ПАО-синтетика и не минералка, а особенный класс). С базовым составом Z-1 (масла 2 и 3 группы) данный состав (3 и 5 группы) смешивается без проблем, что и заявляет сам производитель.
Особенностью DW -1 являются крайне высокие низкотемпературные свойства. На морозе DW-1 сразу имеет вязкость, характерную для Z-1 когда та сколько-нибудь прогреется. Для работы АКПП зимою это очень хорошо, она отлично смазывается, не «тупит». По мере прогрева вязкость сравнивается, поэтому рабочая вязкость у DW-1 и Z-1 примерно одинакова.
Ситуация очень напоминает разницу между тойотовскими жидкостями старой Type-IV и новой WS:
www.oil-club.ru/forum/upl…0-88508300-1450428048.png
Как видим, новая жидкость имеет более ровный вид кривой вязкости, достигнуть которую ранее представлялось или невозможным, или слишком затратным. При этом, составы условно-совместимы.
Состав DW-1, согласно лаб.тесту:
www.oil-club.ru/forum/upl…0-10925600-1450406763.jpg
Как видим, тот же пакет присадок, как у Z-1, но новые значительно улучшенные базовые масла и физические свойства продукта.
Фирма Honda решила никому не продавать свои составы для лицензионного копирования, производя их самостоятельно на заводах своих партнеров. Для этих составов никогда не публиковались какие-либо производственные спецификации, состав присадок, никогда не производилась выдача одобрений и допусков для применения сторонних составов. Всё, что мы знаем о составах, основано на довольно скупой информации от Honda и на независимых лабораторных анализах, в частности от Oil-Club, Bob the Oil Guy.
Часть 3. Кто производит ATF для Honda?
Производством составов занимаются маслопроизводители-партнеры, выигравшие конкурс. Время от времени эти партнеры меняются, смотря кто выигрывает конкурс. Также есть региональная специфика – например, для европейского рынка конкурс проще выиграть европейскому же производителю. Раньше для большинства рынков конкурс выигрывала фирма Idemitsu (Япония), и её же дочернее предприятие Apollo (США, Ближний Восток), но несколько лет назад её позиции пошатнулись. Заказы Honda выполняет и японский ENEOS (не тот, что в России), и ConocoPhillips, и Exxon-Mobil, и ряд европейских производителей. Для Европы ATF разливается и бутилируется в Германии.
Следует понимать, что производство масел — это специфический процесс. Называется он «блендингом». Как правило, чтобы получить конечный продукт, завод берет набор базовых масел и смешивает их с присадками, добавляет краситель и затем разливает в фирменную тару. В одном масле/жидкости может быть несколько базовых масел, и не все из них завод может сам выпускать, поэтому распространена закупка недостающих масел. Например, завод перерабатывает нефть собственной добычи, а синтетические компоненты покупает на стороне. С присадками ситуация еще «хуже» — заводы их не разрабатывают и не производят, исключительно покупая у специализированных производителей, которых всего несколько на весь Мир. Учитывая специфичность оригинального пакета присадок, на заводы партнеров их привозит или сама фирма Honda, или они поступают в требуемом количестве от производителя присадки, с которым у Honda также партнерские отношения. Краситель по логике должен использоваться тоже фирменный. Как и тара, которая обычно выпускается ещё на одном заводе по заказу в регионе сбыта. Образуется довольно длинная производственная цепочка. Итоговым производителем заявлена фирма Honda, и в этом есть смысл, т.к. Honda не закупает готовый продукт у партнёра (готового продукта не существует, чтобы просто залить в свою тару), а ведет процесс его создания на мощностях своего партнера-блендера, например Idemitsu.
Часть 4. А что там у нас с «аналогами»?
Лет 20 назад найти «аналог» для Z-1 было почти невозможно. В каталогах уважаемых производителей масел эта ATF была помечена как «спецпродукт», то есть «аналога нет». Сейчас же, «аналоги» продаются в каждом придорожном ларьке. Причём, условно их можно разделить на 2 группы:
а) Универсальные мульти-ATF, в списке соответствий которых перечислены и Z-1/ DW-1. Часто список соответствия на канистрах просто огромный, включает в себя взаимно несовместимые составы. И это заставляет задуматься о реальном соответствии "заменителя".
б) Специальные неоригинальные составы для замены OEM-жидкостей автопроизводителй. В частности, для замены хондовских и Z-1, и DW-1, и всех сразу.
Для обоих видов составов, а зависимости от производителя «аналога», заявляется и соответствие оригинальному продукту, и спецификации фирмы Honda, и допускам Honda, и т.д. Кто во что горазд.
Это богатство выбора и цены «аналогов» могло бы очень обрадовать, если бы они и вправду были аналогами по составу. Ну хоть немножко…
НО НЕТ. Именно здесь и начинается весь «цирк», ради которого вы и дочитали статью до этого места.
Как и Honda, ни один производитель «аналогов» не раскрывает пакет присадок. И в этом есть свой смысл, т.к. НИ ОДИН известный «аналог» не имеет хондовского пакета. Абсолютно все известные «аналоги» имеют принципиально один и тот же пакет присадок «дексронового» типа, который, как мы помним ранее, совершенно другой.
Для наглядности этой картины, вот исследования составов на Oil-Club.
Сначала «аналоги» Z-1:
www.oil-club.ru/forum/upl…c104b973e0ed8dee747e6.gif
В этой таблице не указаны параметры оригинала Z-1, но выше в пункте 2. «Состав» он представлен (
www.oil-club.ru/forum/upl…0-09184500-1488545172.jpg )
А теперь «аналоги» DW-1:
www.oil-club.ru/forum/upl…355ab2fc6ca1bbfeb44e5.gif
Сравнив состав присадок с оригинальным, любой внимательный человек сразу поймёт, что данные составы к оригиналу не имеют никакого отношения. Это обычные «дексроны». Для удобства можно смотреть таблицу по DW-1, т.к. там есть и оригинал, и "аналоги". Вся линейка хондовских ATF имеет оригинальный пакет присадок, не присутствующий в неоригинале даже намёком. Состав присадок неоригинала принципиально тоже у всех одинаков, только за основу взят "дексрон". У всех известных протестированных "аналогов", не присутствующих в таблицах, состав принципиально тот же самый, отличающийся лишь конкретным значением вязкости и количества дексроновой присадки.
Впрочем, кое-что общее с оригиналом у «аналогов» бывает. Это не химические свойства, а физические. То есть: удельный вес, вязкость при 40c или 100c, индекс вязкости. И то, "похожесть" лишь в лучшем случае — только у считанных производителей, и только по отношению к Z-1. ATF DW-1 воспроизвести пока что не смог никто даже в части физических свойств, его зимняя вязкость никому пока что не даётся.
Если резюмировать всё вышесказанное:
Honda разработала уникальный состав ATF для АКПП собственной конструкции и производства, учитывающий их особенности и недостатки, обладающий превосходными свойствами, никогда никому не разрешала его копировать и не выдавала никаких одобрений для сторонних продуктов, а сторонние маслопроизводители продают свои мульти-ATF и фальшивые якобы «спецсоставы» для коробок Хонды, используя как основу разновидности дексронов и указывая некие соответствия/допуски/одобрения Honda, никогда не существовавшие в природе. Любой, даже самый именитый или даже привлечённый к OEM-производству маслопроизводитель, продавая псевдо-аналоги хондовских ATF, фактически вводит в заблуждение покупателей этих продуктов. И тем более, если речь идёт про мульти-ATF, которые не воспроизводят ни один параметр оригинала.
продолжение "Часть 5. Частые вопросы и аргументы автомобилистов и продавцов по поводу «аналогов» Honda ATF, и их разбор" читайте далее …