Acura MDX III Масло в АКПП на Acura MDX 3

DobrKOT

Участник
Регистрация
20 Фев 2022
Сообщения
50
Баллы
32
Возраст
46
Адрес
Алтайский край
Ф.И.О.
Константин
Автомобиль
ACURA MDX 2014
Вот такая шикарная статья Вся правда про «аналоги» трансмиссионных жидкостей Honda ATF Z-1 и DW-1 — DRIVE2 !!!

На рынке жидкостей для ступенчатых автоматических трансмиссий Honda царит большое разнообразие «аналогов» оригинальных составов Honda ATF Z-1 и ATF DW-1. Стоит ли их покупать, отличаются ли они от оригинала и какой из них лучший – это тема данной статьи.
Статья охватывает весь вопрос хондовских классических АКПП, ATF и их «аналогов», а не только конкретные составы. Поэтому, чтобы понять вопрос целиком, комплексно, а не урывочно, я очень (!) рекомендую прочитать все части подряд. Для нетерпеливых юношей и больших специалистов скажу, что непосредственно «аналоги» обсуждаются в части 4. Приятного чтения!

Часть 1. Немного истории и конструкции
Honda является одним из очень немногих автопроизводителей, самостоятельно разрабатывающих и производящих автоматические трансмиссии своих автомобилей. Конструкция этих автоматов запатентована и не применяется нигде кроме АКПП фирмы Honda. Имеет свои достоинства и недостатки. Впервые появилась приблизительно в то время, когда компактные модели Civic в конце 1980-х получили производительные моторы с системой DOHС VTEC, и потребовалась компактная АКПП для поперечного расположения ДВС.
Хондовские классические автоматы внутри представляют собою несколько валов с шестернями постоянного зацепления, соединяемых между собою через пакеты фрикционных муфт. Подавая ATF под давлением в одну из них, ECU АКПП включает нужную передачу. Для связи между первичным валом АКПП и коленвалом ДВС используется ГидроТрансформатор (ГТ), снабжённый блокировкой (Lock -Up). Число валов и муфт определяет количество передач.
Как видим, АКПП Honda не имеет обычного для ступенчатых гидроавтоматов планетарного редуктора. Конструктивно АКПП очень компактна, содержит межколёсный передний дифференциал, а в случае полноприводной версии, ещё и небольшой хвостовик-редуктор, подключенный к дифференциалу — для присоединения кардана в сторону задней оси. Классически, такая АКПП смазывается и работает на одном типе жидкости – ATF, не имея отдельной смазки для дифференциала или раздатки. Сама АКПП получилась достаточно нежной, не обладающей ресурсом, например, классики AISIN. К особенностям можно отнести также отсутствие поддона, фильтр ATF расположенный внутри АКПП и сменяемый только при её разборе, частое отсутствие отдельного воздушного ATF-кулера.
История гласит, что попытки использования в таких новых (на тот момент) АКПП жидкостей типа стандартного Dexron II, при активной езде, приводили к перегреву АКПП, сгоранию ATF. Конструкция содержит сильно нагревающиеся части, на что Dexron не был рассчитан. Компании пришлось заняться разработкой собственных ATF, в целях продления ресурса узлов и обеспечения качества переключений. Так последовательно появились продукты ATF Premium, ATF Z-1, ATF DW-1. Каждый последующий заменял предыдущий, но не наоборот.
Поскольку оригинальные ATF продают практически все автопроизводители, но при этом сами не производят ни АКПП, ни ATF, то зачастую в бутылочках и канистрах с «фирменной ATF» находится довольно стандартная жидкость, отвечающая промышленным стандартам, законодателем мод в которой как правило выступает компания GM с их ATF Dexron II – VI и т.д. Такие оригинальные ATF в принципе неплохо заменяются сторонними более дешевыми продуктами, имеющими примерно такой же состав. А в некоторых случаях могут даже превосходить, в том числе и быть дороже оригинала. Но если какая-то оригинальная ATF разработана специально под конкретный узел со своей конструкцией, то требуется применение именно такой ATF, или же его полного аналога по физическим и химическим показателям, если таковой реально имеется.

Часть 2. Состав ATF Z-1 / DW-1
Поскольку Honda разрабатывала свои АКПП, отталкиваясь от типовых значений вязкости того времени у дексрона, то на нём АКПП работала. Но проблемы перегрева и малого ресурса нужно было как-то решать, и потому пришлось заняться пакетом присадок. Такой пакет был разработан на основе цинково-магниевой присадки, которая не встречается в других ATF. Обычно в "дексроновых" пакетах присадок мы видим фосфор, при около-нулевых значениях цинка, тогда как у Honda мы видим цинк при нулевых показателях фосфора. Также мы видим "аномалии" по количеству магния и кальция, очень низкое кислотное число, минимальную коррозию на медной пластине, очень высокий индекс вязкости.
По поводу принципов работы хондовского пакета точной информации нет, но в сети часто встречаются предположения, что при определённой температуре эти присадки "срабатывают" и понижают температуру. Либо же позволяет выдерживать временный высокий нагрев в пятне контакта.
Не исключая и такой вариант, предположу, что для хондовской многовальной коробки была использована просто анти-задирная присадка на основе соединения цинка. И тогда, нет повышенного трения при нагрузке – нет и самой повышенной температуры. На это косвенно указывает более-менее стандартный для всех ATF показатель вспышки Z-1/DW-1.
Такой пакет присадок ранее не встречался в АКПП. Вообще, для Honda не является редкостью использование весьма любопытных комбинаций присадок в своих спецсоставах. Это, пожалуй, единственный такой нестандартный производитель.
Результатом разработки специфической хондовской ATF стали несколько составов, которые роднит использование оригинального пакета присадок. Отличия между оригиналами, в основном, в составе базовых масел. Их свойства и качества нарастают по мере появления новых:
HONDA ATF Premium. Был там оригинальный пакет присадок или нет – мне не известно. Выпускался в 1990-е годы, обсуждать его состав смысла нет. Как известно, в те годы Honda вроде бы ещё допускала эксплуатацию на дексроне, но как только разработала следующий состав, Z-1, рекомендовала перейти на него, а дексрон использовать только как временную необходимость.
HONDA ATF Z-1. Выпускался с 2001 по 2011. Для японского рынка ограниченно выпускается и сейчас (для мини-машинок, кей-каров). Состав масел традиционно заявляется как «минеральный», хотя использованы масла 2 и 3 групп, из которых к минеральным точно относится только 2 группа, тогда как 3 — это гидрокрекинг, который занимает промежуточное положение между «минералкой» и «синтетикой». По японскому законодательству такие масла называются минеральными — потому, что получены из минерального сырья. Z-1 это качественная ATF с высокими эксплуатационными свойствами, практически некоррозионная, температура замерзания не менее -45с.
Рекомендовалась безальтернативно во все ступенчатые АКПП Honda, а также в вариаторы – до момента, когда была выпущена специальная HONDA CVTF (HMMF). Примечательно, что в хондовские вариаторы с ГТ (без старт-пакета) рекомендовалась так же Z-1, т.к. HMMF на ГТ была не рассчитана.
Состав присадок Z-1, согласно лабораторному тесту:

l_k19MBYzpHUTcGFM5ARVC6sMI0-1920.jpg



www.oil-club.ru/forum/upl…0-09184500-1488545172.jpg
Видим классический хондовский пакет присадок.
HONDA ATF DW-1. Выпускается с 2011 года и официально заменила Z-1. Безальтернативно льётся во все АКПП с 2011 года выпуска. Для старых АКПП до 2011 года выпуска применяется вместо Z-1. Может свободно смешиваться с Z-1, допускается частичная замена ATF, постепенный переход. То есть, официально предлагается просто лить DW-1 абсолютно во все хондовские ступенчатые автоматы.
Заявляется как «синтетическое», хотя это скорее маркетинг, заставляющей многих напрасно сомневаться по поводу смешиваемости с Z-1. Базовые масла – знакомый по Z-1 гидрокрекинг 3 группы и эстеровые спирты. Собственно к «синтетике» из этого относятся только эстеры, которые так же не имеют проблем со смешиванием. И то, эстеры — это не та привычная нам синтетика 4-й группы (ПАО), а 5-я группа (не ПАО-синтетика и не минералка, а особенный класс). С базовым составом Z-1 (масла 2 и 3 группы) данный состав (3 и 5 группы) смешивается без проблем, что и заявляет сам производитель.
Особенностью DW -1 являются крайне высокие низкотемпературные свойства. На морозе DW-1 сразу имеет вязкость, характерную для Z-1 когда та сколько-нибудь прогреется. Для работы АКПП зимою это очень хорошо, она отлично смазывается, не «тупит». По мере прогрева вязкость сравнивается, поэтому рабочая вязкость у DW-1 и Z-1 примерно одинакова.
Ситуация очень напоминает разницу между тойотовскими жидкостями старой Type-IV и новой WS:

IBY1mn-oNneEu5zn-lyOwZHAZ1U-1920.jpg



www.oil-club.ru/forum/upl…0-88508300-1450428048.png
Как видим, новая жидкость имеет более ровный вид кривой вязкости, достигнуть которую ранее представлялось или невозможным, или слишком затратным. При этом, составы условно-совместимы.

Состав DW-1, согласно лаб.тесту:

21WJw_-gnP-Gdn3fjq5h_SDg7a0-1920.jpg




www.oil-club.ru/forum/upl…0-10925600-1450406763.jpg
Как видим, тот же пакет присадок, как у Z-1, но новые значительно улучшенные базовые масла и физические свойства продукта.

Фирма Honda решила никому не продавать свои составы для лицензионного копирования, производя их самостоятельно на заводах своих партнеров. Для этих составов никогда не публиковались какие-либо производственные спецификации, состав присадок, никогда не производилась выдача одобрений и допусков для применения сторонних составов. Всё, что мы знаем о составах, основано на довольно скупой информации от Honda и на независимых лабораторных анализах, в частности от Oil-Club, Bob the Oil Guy.

Часть 3. Кто производит ATF для Honda?
Производством составов занимаются маслопроизводители-партнеры, выигравшие конкурс. Время от времени эти партнеры меняются, смотря кто выигрывает конкурс. Также есть региональная специфика – например, для европейского рынка конкурс проще выиграть европейскому же производителю. Раньше для большинства рынков конкурс выигрывала фирма Idemitsu (Япония), и её же дочернее предприятие Apollo (США, Ближний Восток), но несколько лет назад её позиции пошатнулись. Заказы Honda выполняет и японский ENEOS (не тот, что в России), и ConocoPhillips, и Exxon-Mobil, и ряд европейских производителей. Для Европы ATF разливается и бутилируется в Германии.
Следует понимать, что производство масел — это специфический процесс. Называется он «блендингом». Как правило, чтобы получить конечный продукт, завод берет набор базовых масел и смешивает их с присадками, добавляет краситель и затем разливает в фирменную тару. В одном масле/жидкости может быть несколько базовых масел, и не все из них завод может сам выпускать, поэтому распространена закупка недостающих масел. Например, завод перерабатывает нефть собственной добычи, а синтетические компоненты покупает на стороне. С присадками ситуация еще «хуже» — заводы их не разрабатывают и не производят, исключительно покупая у специализированных производителей, которых всего несколько на весь Мир. Учитывая специфичность оригинального пакета присадок, на заводы партнеров их привозит или сама фирма Honda, или они поступают в требуемом количестве от производителя присадки, с которым у Honda также партнерские отношения. Краситель по логике должен использоваться тоже фирменный. Как и тара, которая обычно выпускается ещё на одном заводе по заказу в регионе сбыта. Образуется довольно длинная производственная цепочка. Итоговым производителем заявлена фирма Honda, и в этом есть смысл, т.к. Honda не закупает готовый продукт у партнёра (готового продукта не существует, чтобы просто залить в свою тару), а ведет процесс его создания на мощностях своего партнера-блендера, например Idemitsu.

Часть 4. А что там у нас с «аналогами»?
Лет 20 назад найти «аналог» для Z-1 было почти невозможно. В каталогах уважаемых производителей масел эта ATF была помечена как «спецпродукт», то есть «аналога нет». Сейчас же, «аналоги» продаются в каждом придорожном ларьке. Причём, условно их можно разделить на 2 группы:
а) Универсальные мульти-ATF, в списке соответствий которых перечислены и Z-1/ DW-1. Часто список соответствия на канистрах просто огромный, включает в себя взаимно несовместимые составы. И это заставляет задуматься о реальном соответствии "заменителя".
б) Специальные неоригинальные составы для замены OEM-жидкостей автопроизводителй. В частности, для замены хондовских и Z-1, и DW-1, и всех сразу.
Для обоих видов составов, а зависимости от производителя «аналога», заявляется и соответствие оригинальному продукту, и спецификации фирмы Honda, и допускам Honda, и т.д. Кто во что горазд.
Это богатство выбора и цены «аналогов» могло бы очень обрадовать, если бы они и вправду были аналогами по составу. Ну хоть немножко…
НО НЕТ. Именно здесь и начинается весь «цирк», ради которого вы и дочитали статью до этого места.
Как и Honda, ни один производитель «аналогов» не раскрывает пакет присадок. И в этом есть свой смысл, т.к. НИ ОДИН известный «аналог» не имеет хондовского пакета. Абсолютно все известные «аналоги» имеют принципиально один и тот же пакет присадок «дексронового» типа, который, как мы помним ранее, совершенно другой.

Для наглядности этой картины, вот исследования составов на Oil-Club.
Сначала «аналоги» Z-1:

fBb-gu2P4B8wpjXxQxebNKnn6O4-1920.jpg




www.oil-club.ru/forum/upl…c104b973e0ed8dee747e6.gif
В этой таблице не указаны параметры оригинала Z-1, но выше в пункте 2. «Состав» он представлен ( www.oil-club.ru/forum/upl…0-09184500-1488545172.jpg )

А теперь «аналоги» DW-1:

EwZg41Eh8cPRMns0POnp0d25PyU-1920.jpg






www.oil-club.ru/forum/upl…355ab2fc6ca1bbfeb44e5.gif

Сравнив состав присадок с оригинальным, любой внимательный человек сразу поймёт, что данные составы к оригиналу не имеют никакого отношения. Это обычные «дексроны». Для удобства можно смотреть таблицу по DW-1, т.к. там есть и оригинал, и "аналоги". Вся линейка хондовских ATF имеет оригинальный пакет присадок, не присутствующий в неоригинале даже намёком. Состав присадок неоригинала принципиально тоже у всех одинаков, только за основу взят "дексрон". У всех известных протестированных "аналогов", не присутствующих в таблицах, состав принципиально тот же самый, отличающийся лишь конкретным значением вязкости и количества дексроновой присадки.
Впрочем, кое-что общее с оригиналом у «аналогов» бывает. Это не химические свойства, а физические. То есть: удельный вес, вязкость при 40c или 100c, индекс вязкости. И то, "похожесть" лишь в лучшем случае — только у считанных производителей, и только по отношению к Z-1. ATF DW-1 воспроизвести пока что не смог никто даже в части физических свойств, его зимняя вязкость никому пока что не даётся.

Если резюмировать всё вышесказанное:
Honda разработала уникальный состав ATF для АКПП собственной конструкции и производства, учитывающий их особенности и недостатки, обладающий превосходными свойствами, никогда никому не разрешала его копировать и не выдавала никаких одобрений для сторонних продуктов, а сторонние маслопроизводители продают свои мульти-ATF и фальшивые якобы «спецсоставы» для коробок Хонды, используя как основу разновидности дексронов и указывая некие соответствия/допуски/одобрения Honda, никогда не существовавшие в природе. Любой, даже самый именитый или даже привлечённый к OEM-производству маслопроизводитель, продавая псевдо-аналоги хондовских ATF, фактически вводит в заблуждение покупателей этих продуктов. И тем более, если речь идёт про мульти-ATF, которые не воспроизводят ни один параметр оригинала.

продолжение "Часть 5. Частые вопросы и аргументы автомобилистов и продавцов по поводу «аналогов» Honda ATF, и их разбор" читайте далее …
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху Снизу