Городская автомобильная рация: что такое LPD-канал и для чего он нужен

Paster

Banned
Регистрация
13 Дек 2011
Сообщения
3,192
Баллы
8,132
Адрес
acura-suv.ru
Ф.И.О.
Гарик
Клубная карта
000
Автомобиль
не Acura... пока
Автовладельцы общаются между собой в пути не только при помощи Си-Би радиостанций на пятнадцатом «дальнобойном» канале. Есть и иные способы получить помощь или информацию, предложить их самому или просто поболтать с живой душой в мертвой пробке… Что такое московский LPD-автоканал, как он создавался, развивался и в каком виде существует в наши дни?

Большинство автовладельцев осведомлено о существовании так называемой «частоты дальнобойщиков», или иначе – «15-того канала» Си-Би диапазона, 27,135 мГц AM. Эта частота уже много лет служит универсальным «эфирным местом встречи» водителей – профессионалов, любителей, автопутешественников и т.п. Однако она не является единственной радиочастотой для общения моторизованного сообщества – существуют и иные средства коммуникации водительского братства для общения и взаимопомощи – это автоканал в LPD-диапазоне, а также популярный интернет-переговорник Zello. Никакой засекреченности в этих способах связи на дороге нет, но знает про них далеко не каждый. Попробуем восполнить пробелы и, возможно, дать вам тем самым небесполезный коммуникационный инструмент!

Распространение LPD-радиостанций в народе и в авто
Для начала – коротенькая справка. LPD – гражданский безлицензионный диапазон радиосвязи, простирающийся от 433,075 мГц до 434,775 мГц. Диапазон разбит на 69 фиксированных каналов-частот. Начало использования LPD-раций для автомобильной связи на фоне существования куда более традиционного и популярного «дальнобойного канала» 27,135 мГц было вызвано рядом объективных факторов.

83518d82a526a69dbefa4b62b7764bb9.jpg



Во-первых, резко возросшим количеством LPD-радиостанций на руках у граждан – в какой-то момент (этот момент, к слову, был отмечен лет эдак десять назад!) купить LPD-рации можно было в любом салоне связи очень и очень недорого. В середине 2000-х одна популярная сеть салонов связи даже дарила пару простеньких «LPD-шек» довеском к «мобильникам» Siemens – и примерно в эти годы количество этих радиостанций на руках у населения достигло таких значений, что их использование перестало быть уделом технарей-любителей – их юзали все, от детей до домохозяек. Тем более ввиду того, что сотовая связь еще не стала окончательно и бесповоротно дешевой, как сегодня. Соответственно, реализовалась и лежащая на поверхности идея использования доступных и распространенных раций для связи автомобилистов.

Во-вторых, применению LPD в автомобиле благоприятствовал гораздо более чистый эфир, в отличие от 27-мегагерцового «дальнобойного канала» – на УКВ было меньше индустриальных и атмосферных помех, да и многоэтажная шоферская матерщина первое время на LPD почти отсутствовала.

В-третьих, у LPD-раций крайне компактные антенны – ведь чем выше частота, тем меньше длина волны и, соответственно, короче антенна – антенна на 433 мГц гораздо меньше антенны на 27 мГц. То есть те, кто планировал быть на связи автоканала всегда и стабильно, могли поставить на крышу машины в качестве полноценной и бескомпромиссной антенны полуметровый прутик, а не почти трехметровый хлыст с огромным магнитом, как на Си-Би.

Появление LPD-автоканала 433,100
Историю зарождения и развития московского LPD-автоканала «Колесам» поведал его создатель и бессменный координатор по имени Ярослав, более известный в Сети под ником Mexico:

«Начиналось все с Западного округа Москвы, Юго-Запада – Гагаринский район, район Тропарево-Никулино, Очаково-Матвеевское и т.д. — говорит Mexico, – Сперва все общались непосредственно на одной частоте 433,100 мГц, что называется, «в прямом канале». Ввиду невысокой дальнобойности маломощных портативных раций, составлявшей на земле в лучшем случае 1-2 километра, каждый мог связаться с ограниченным количеством других корреспондентов в радиусе его досягаемости, но насыщенность эфира была столь высока, что пообщаться всегда было с кем! Плюс в эфире присутствовали корреспонденты, которые включались из дома и находились высоко – они слышали всех, их слышали все, и для автомобильного сообщества эти люди становились некими неофициальными добровольными диспетчерами-координаторами, помогая передавать информацию и связывать тех, кто друг до друга не докрикивался.

Населенность LPD-эфира росла и росла, случаев реальной помощи членов автоканала друг другу было не сосчитать – и активно сообщали о пробках, опережая Яндекс-карты, и на аварии выезжали, и застрявших вытаскивали, и из-под рухнувшего дерева машину спасали – всякое было за годы… Общение в автоканале перезнакомило и передружило массу народу сперва на частоте, а потом и вживую – как и многие автомобильные коммьюнити, мы собирались на Воробьевых горах, сперва раз в неделю, а потом даже был период, когда участников было так много и это так привлекало людей, что летом встречи проводились каждый вечер!»



1f1874c7f6eda05579d65082f8187557.jpg



«Ретранслятор объединяющий»
«В 2008, кажется, году, на LPD заработал ретранслятор, установленный на высотном доме в Западном округе Москвы, что стало серьезным эволюционным скачком автоканала — продолжает Ярослав, – Ретранслятор, покрывающий всю Москву, позволял связываться между собой тем корреспондентам, которые в прямом канале никак не могли слышать друг друга из-за расстояния. Он, по сути, сформировал отсутствующую прежде радио-инфраструктуру – с его помощью люди могли слышать друг друга и общаться с портативных раций, находясь на разных концах столицы и даже в ближнем Подмосковье. Эфир автоканала просто кипел – водители помогали друг другу, делились информацией и просто общались за рулем.

Интересно, что ретранслятор, как это принято, работал с разносом частот – прием на одной частоте, а передача – на другой. Соответственно, и пользовательские радиостанции должны были поддерживать режим разноса частот – но практически ни одна станция из категории «LPD-мыльниц» из салона сотовой связи работать с разносом не умела. Это вызвало массовый апгрейд аппаратуры – но больших проблем не породило, ибо тогда уже на рынке была представлена масса моделей так называемых «китаенвудов» – китайских подделок разных моделей раций марки Kenwood по смешной цене в 1-1,5 тысячи, у которых был и режим разноса, и много иных полезных функций – например, работа с субтонами.

В эфире стало настолько плотно, что приходилось ждать, чтоб вставить слово! Но сплоченное и дружелюбное сообщество стали разрушать радио-тролли, загаживая частоту матерщиной и провокациями, и фактически глуша работу ретранслятора. Побороть их мирно не удалось, и спустя пару лет после запуска было принято решение ретранслятор выключить…




390f0016519ad373272ac3f1243fe0e1.jpg



Интернет-линки
Новая волна эволюции LPD-автоканала пришла с появлением так называемых интернет-линков. Энтузиасты подключали LPD-радиостанции к домашнему компьютеру, соединяя гнезда микрофона и динамика со звуковой картой, в результате получался ретранслятор – вы с портативной рацией в машине включались на передачу, говорили фразу, вас принимала радиостанция интернет-линка с антенной на многоэтажке и через Интернет передавала голосовой поток другим линкам, которые его принимали и снова выпускали в эфир в своем районе. В итоге благодаря нескольким десяткам интернет-линков было обеспечено покрытие всего города – находясь в машине, скажем, в Чертаново, можно было запросто говорить с корреспондентом из Ховрино… А если в эфире начинали бесчинствовать тролли, то, поскольку сигнал шел через несколько ретрансляторов, легко было отключать временно не всю сеть, а только тот линк, на приемной частоте которого начинался беспредел.

На частотах автоканала с определенной периодичностью включался автоинформатор, который сообщал тем, кто только что обзавелся рацией и бродит по каналам, что они находятся на частоте московского автоканала, и что нужно, чтобы присоединиться к сообществу автолюбителей! Система интернет-линков прекрасно работала несколько лет, но в итоге из-за увлечения владельцев линков избыточной мощностью, да и из-за самого такого принципа построения радиосети, возникли, так сказать, э-ээ…расхождения с законодательной базой в сфере радиосвязи. Если не вдаваться в излишние нюансы – система распределенных интернет-ретрансляторов, проработав несколько лет, прекратила свое существование».

4f876b652aee8f8379881f56d10fd49e.jpg



Радиосвязь, ушедшая в интернет
Как видно из вышеприведенной истории, LPD-автоканал, как и любой подобный проект, переживал взлеты и подъемы. По состоянию на данный момент инфраструктуры в виде ретрансляторов или интернет-линков – нет, и система работает, как и в «раннехристианские времена» – в прямом канале, между корреспондентами, находящимися неподалеку. И из-за несколько снизившегося количества участников и ограниченной эффективности станций, не имеющих ретрансляторной поддержки, в эфире пустовато…

Поддержать жизнь в системе помогли мобильные технологии – сообщество автоканала сейчас общается в небезызвестной «интернет-рации» Zello, где перекликается и переходит на эфирную радиосвязь, если обнаруживается, что кто-то из коммьюнити находится неподалеку – скажем, в соседней пробке. Народ в сообществе дружелюбный и приглашает всех желающих присоединяться – как с аккаунтом Zello, так и с LPD-радиостанцией!



9d3f373c61b1d60672e9121fa0ce9f26.png
91b66bb90bbaeb1bf4b7c0fdcb4c711f.png



Оборудование для LPD-радиосвязи
Ну и напоследок – экспресс-справка по использованию LPD-радиосвязи в автомобиле, особенно актуальной летом, когда затеваются и осуществляются многочисленные вояжи и рейды – на юга, в леса, поля и т.п.

Касательно оборудования – в первую очередь на LPD функционируют разнообразные портативные уоки-токи «мыльничного» вида, которые можно купить в любом салоне связи крайне дешево и зачастую попарно. В нем же работают и радиостанции более солидного дизайна, имеющие множество дополнительных функций, помимо базового «приема/передачи». Также в LPD-диапазоне могут работать и чисто автомобильные, возимые модели, использующие внешние накрышные антенны:







Использование пары «станций-мыльниц» обеспечит вас связью между машинами на расстоянии не более 0,5-1 километра, что оптимально для следования в автоколонне или для использования в лагере. Радиостанции «традиционного дизайна» – то есть с дисплеями и клавиатурой, чаще всего имеют в несколько раз большую мощность и, что важнее, – возможность открутить штатную антенну и прикрутить вместо неё более эффективную удлиненную, заказанную и купленную в китайских интернет-магазинах: с удлиненной антенной эти станции удвоят-утроят радиус действия устойчивой связи. Ну и, наконец, автомобильные возимые станции – их мощность составляет несколько десятков ватт, и с компактной накрышной антенной они обеспечат связь на расстоянии до нескольких десятков километров.


источник
 
Сверху Снизу