вот какая пленка должна получиться
https://www.drive2.ru/b/1278738/
Обработка железа ортофосфорной кислотой (фосфатирование) при комнатной температуре всегда идёт очень вяло. Можно ждать часами, пока раствор отработает фосфатную плёнку. Ещё чаще раствор высыхает, не успев отработать.
Долго искал описание фосфатирования с добавлением электрического потенциала для ускорения процесса. Не нашёл, не распространено… а зря. Решил разведать обстановку сам. Результаты:
Результаты получены на двух простых железных гвоздях, окунутых в раствор ортофосфорной кислоты с водой около 50/50 с потенциалом между ними 12-13В. Один из гвоздей был катодом (-), другой анодом (+). Для ограничения тока в цепь последовательно включена нихромовая спираль 1кВт от конфорок.
На катоде идёт бурное газовыделение и он сразу заметно чернеет. Анод спокоен. Выдержку для пробы взял 10 минут.
По истечении 10 минут реакция начала замедляться, что означало, что катод постепенно теряет электропроводность — его накрывает какой-то плёнкой. Достал проверять:
В результате катод получился радикально-чёрного матового цвета, что означает успешное получение толстой плотной пористой плёнки фосфата. На вид как закалённая вороненая сталь. Плёнка счищается только наждачной шкуркой.
Так же образец показал, что для равномерного покрытия обязательно нужно обезжиривать. Местами получились нефосфатированные пятна.
Помимо обработки деталей, методом можно пользоваться в гараже или на улице для подготовки открытых и ржавых участков железа к ремонтной покраске. Плюс можно брать с аккумулятора, а корпус уже и так является минусом. Прикладыванием железного плюса через смоченную ортофосфорной кислотой тряпочку можно запустить быстрое фосфатирование. Во время такого фосфатирования нихромовой спиральки уже не будет и реакция пойдёт за считанные секунды.
Плёнка фосфата позволяет намертво прилипнуть любой краске и возьмёт на себя функцию защитного грунта. То есть "рыжики" после такой покраски не вылезут. Однако придётся тщательно зачистить место скола/ржавчины до здорового металла и обезжирить, уделяя внимание краям ремонтного участка, чтобы не оставить заползшей под краску ржавчины.