Мото новость В наклоне: эволюция трёхколёсных мотоциклов с возможностью наклона в повороте

В наклоне: эволюция трёхколёсных мотоциклов с возможностью наклона в повороте

General Information

Первым практически осуществил этот замысел известный английский мотогонщик Фредди Диксон, который оснастил свой мотоцикл Douglas устройством для крена боковой коляски. Интересно, что креном управлял пассажир коляски с помощью специального рычага. Могу себе представить, сколь виртуозной была работа «второго номера», но как бы то ни было, Диксон и его напарник Томас Денни на такой комбинации выиграли Tourist Trophy в 1923 году.

Yamaha%20Niken_01_1.jpg


Yamaha%20Niken_01_2_.jpg



"Кренящаяся коляска" конструкции Фредди Диксона

Хотя комбинации мотоцикла и коляски с управляемым наклоном строили и после Диксона, популярности они не получили. Задача обеспечения угла крена на повороте в сочетании со стабильностью на прямых и при остановке была довольно сложной. Ещё сложнее она представлялась для симметричных трайков. Выход, казалось, нашли инженеры английской компании BSA. В 1970 году они вывели на рынок симпатичный трёхколёсный мопед Ariel 3, в котором два задних колеса, двигатель и трансмиссия были объединены в «мототележку», шарнирно соединённую с остальной частью машины. За поддержание аппарата в вертикальном положении отвечали торсионы. Боссы компании рассчитывали продавать 2000 таких аппаратов в неделю и серьезно вложились в оборудование, но реально за пару лет удалось продать всего несколько сотен машин… Возможно, Ariel 3 просто опередил своё время – через дюжину лет построенная по той же схеме Honda Gyro получила устойчивый спрос.

Yamaha%20Niken_02_1.jpg


BSA Ariel 3 по патенту Джорджа Уоллиса

Но для «реверсных» трайков, с двумя колёсами спереди, всё выглядело ещё сложнее. Прорыв в этом направлении произвела вполне себе автомобильная компания Daimler Benz, которая в 1997 году на автосалоне во Франкфурте представила трёхколёсный концепт-кар Mercedes-Benz F300 Life Jet, оснащённый системой «Активного контроля наклона» (Active Tilt Control). Бортовой компьютер, получая данные о скорости машины, ускорении, угле поворота рулевого колеса и сносе, выдавал команды двум гидроцилиндрам, обеспечивающим крен аппарата.

Yamaha%20Niken_03_1.jpg


Концепт-кар Mercedes-Benz F300 Life Jet с компьютерным управлением углом наклона.

Конечно, такая схема для серийного исполнения выглядела слишком навороченной – тем более при уровне развития электроники тех лет. Но сама идея понравилась итальянскому конструктору Лючано Марабезе, который разработал собственный вариант – «Гидравлическую систему наклона» (Hydraulic Tilting System). Колёса подвешены на поперечных рычагах, образующих два параллелограмма (эта геометрическая фигура – ключевая для всех систем наклоняемых реверсных трайков, поскольку при перекашивания параллелограмма его противоположные стороны остаются параллельными), а контроль наклона – при помощи гидропневматических стоек, во время крена жидкость перетекает из одной стойки в другую.

Yamaha%20Niken_04_3.jpg


Подвеска Hydraulic Tilting System авторства Лючано Марабезе

Марабезе предложил своё изобретение концерну Piaggio, но итальянцы, изучив проект, от него отказались. Идею подхватила швейцарская компания Quadro Vehicles, которая с 2011 года выпускает трёх- и четырёхколёсные аппараты, оснащая их системой HTS (в современном варианте – с электронной блокировкой вертикального положения при остановке).

Yamaha%20Niken_04_1.jpg


Скутер Quadro с системой HTS

Боссы Piaggio отвергли систему HTS, а вот сама идея трёхколёсного скутера им понравилась. Они дали своим инженерам задание разработать собственный вариант, но без этой сомнительной пневмогидравлики. Так в 2006 году вышел на рынок Piaggio MP3. Каждое из двух передних колёс имеет собственную стойку (короткорычажная подвеска, очень похожая на применённую на скутерах Vespa), вверху они соединены параллелограммным механизмом. В вертикальном положении эта система блокируется принудительно, кнопкой на руле (позже появились варианты с автоматической блокировкой), и разблокируется при повышении оборотов двигателя 3000 об/мин.
Yamaha%20Niken_05_5.jpg

Yamaha%20Niken_05_6.jpg


Итальянский бестселлер – Piaggio MP3

Piaggio MP3 сразу же после дебюта стал бестселлером, что вызвало неподдельное чувство зависти у других производителей. Поскольку схема Piaggio была хорошо защищена патентами, пришлось придумывать собственные варианты. В 2012 году концерн Peugeot представил трёхколёсный скутер Metropolis, оснащённый системой «Двойные наклоняемые колёса» (Dual Tilting Wheels). Для неё характерны весьма мощные алюминиевые рычаги, образующие «деформируемый параллелограмм», и одна центральная пружина с одним амортизатором. Впрочем, позиций Piaggio MP3 французский скутер не поколебал – даже во Франции он проигрывает итальянке со счётом 1:3.

Yamaha%20Niken_06_4.jpg


Yamaha%20Niken_06_5.jpg


Французский ответ – Peugeot Metropolis

Оригинальную конструкцию наклоняемого трайка предложил норвежец Гейр Брудели. Передние колёса подвешены на двойных поперечных рычагах, а стабилизация осуществляется механизмом, связанным с водительскими подножками – которые остаются параллельными земле при любом наклоне аппарата. Своё изобретение Брудели впервые продемонстрировал в 2005 году на мотосалоне EICMA, а в 2017 году патент на его конструкцию приобрёл концерн Yamaha.
Yamaha%20Niken_07_6_.jpg

Yamaha%20Niken_07_4.jpg


Yamaha%20Niken_07_2.jpg


Brudeli Leanster на базе KTM Supermono

Специалисты этого концерна давно проявляли живой интерес к самым неординарным трёх- и четырёхколёсным конструкциям, создав множество концепт-байков на эту тему. Практическим воплощением этого интереса стал вышедший на рынок в 2014 году скутер Tricity. В его передней части японские конструкторы отдали дань уважения Piaggio MP3, но из-за патентных ограничений вместо короткорычажных вилок (которые очень хорошо сочетаются с консольным креплением колеса) применили сдвоенные телескопы. Увы, надежды устроить итальянцам разгром не оправдались – машину встретили прохладно. Возможно, положение улучшит вышедшая на рынок в этом сезоне 300-кубовая версия.
Yamaha%20Niken_08_4_.jpg

Yamaha%20Niken_08_3.jpg


Yamaha Tricity – лёгкий трёхколёсник

По той же схеме выполнена и передняя часть Yamaha Niken. Главное различие в том, что сдвоенные телескопы вынесены наружу. Это, казалось бы, невыгодное в эстетическом отношении решение дизайнеры концерна обыграли, создав намеренно технократичный облик машины. Оправдает ли Niken упования своих создателей – покажет ближайшее время.

Между тем идея наклоняемого трайка становится всё популярнее. Концептами на эту тему отметились немало производителей – в том числе и Honda. А в США компания Tilting Motor Works предлагает киты для конверсии круизеров Harley-Davidson, Honda и Indian в наклоняемые трайки.

Yamaha%20Niken_10_1.jpg

Концепт-трайк 2015 года Honda Neowing

Yamaha%20Niken_11_1.jpg


Трайк, построенный с помощью кита TRIO от Tilting Motor Works

Comments

There are no comments to display.

Item information

Added by
Korli
Просмотры
494
Last update

More in Мото новости

More from Korli

Сверху Снизу