Вы проверяли свои подушки безопасности?

vadim-evgen

Участник
Регистрация
6 Июн 2018
Сообщения
55
Симпатии
10
Баллы
32
Возраст
56
Адрес
Дубна МО
Ф.И.О.
Вадим
Автомобиль
Acura TLX 2014
#1
Как подушки безопасности убивают людей. Взлет и падение компании Takata — «Безопасность» на DRIVE2
Как подушки безопасности убивают людей. Взлет и падение компании Takata


В одном из прошлых постов я писал про российский отзыв автомобилей Nissan для бесплатной замены газогенераторов подушек безопасности. Чтобы вы поняли, почему это так важно, дальше я расскажу вам всю историю взлета и падения производителя газогенераторов Takata, а также о том, что может случиться с “бракованной” подушкой в случае ДТП.

История Takata

До недавнего времени, история компании Takata была очень красивым примером развития передовой японской корпорации. Первым продуктом основанной в 1933 компании стали вытяжные шнуры для парашютов.




Фото: Takata.com


В начале 50-х Takata стала одним из пионеров в создании автомобильных ремней безопасности. Именно Takata — впервые в Японии — создала установку для краш-тестов для тестирования этих самых ремней в реальных условиях.




В двухтысячных Takata стала одним из лидирующих производителей широкого спектра автомобильных компонентов. Фото: Takata


Потом была мировая экспансия, расширение продуктовой линейки — рули, подушки безопасности. К началу двухтысячных годов номенклатура одних только аибегов насчитывала 232 позиции.

Первый звоночек – отзыв ремней безопасности 1995 года

Первое черное пятно в истории компании появилось в 1995 году. Американский департамент транспорта объявил отзыв 8,428,402 автомобилей, произведенных с 1986 по 1991 год, из-за возможных проблем с замками ремней Takata 52X и A7X на поставляемых в США японских автомобилях, равно как и автомобильных марках из США.




Структура отзыва ремней Takata в 1995 году


Позже выяснилось, что дело в застежках из ABS пластика, который становился хрупким под воздействием ультрафиолета. Примечательно, что косяки признали только японские компании (Honda, Isuzu, Mazda, Nissan, Daihatsu, Mitsubishi, Subaru), а также GM и Chrysler, имевшие в линейке «бейдж-инжиниринговые» японские автомобили. Позже к отзыву присоединился Ford, ведь в его линейке и были перелицованные азиаты вроде Probe (Mazda MX-6) и Festiva (сделанная KIA по чертежам Mazda).

Как устроены подушки безопасности

Производство подушек Takata было начато в 1988, и к 2014 году компания удерживала 20% мирового рынка этих устройств.




Устройство подушки. Графика Sidney Jablonski via Behance


Устройства бывают разных типов, самый компактный и легкий — твердотопливный газогенератор. Его функция проста — при получении сигнала от блока управления срабатывает пиропатрон, активное вещество сгорает, выделяя азот, который и наполняет подушку.




Полный размер

Срабатывание аирбега. Инфографика REUTERS


Подобные устройства и делала Takata — сначала, в девяностых, на основе азида натрия, а потом, с конца девяностых по настоящий момент, нитратом аммония (аммиачной селитрой) в качестве газообразующего взрывчатого вещества в пиропатроне подушки. Такие действующие вещества менее стабильны и более токсичны, чем тетразол, зато их использование гораздо дешевле.




Смешали — и можно взрывать


Учитывая, что использование таких типов газогенераторов позволяет сделать устройства легкими и компактными, а также очень дешевыми, неудивительно, что к середине второй декады 21 века Takata стала вторым крупнейшим мировым производителем подушек безопасности, удерживая 20% мирового рынка. При этом спрос на аирбеги постоянно рос с увеличением требованием безопасности по всему миру.

Первые проблемы с подушками Takata

Взрывной спрос на подушки привел к сокращению циклов разработки и тестирования. В погоне за прибылью и клиентами в Takata скрывали (как было позже установлены) случаи разрыва газогенераторов во время внутренних тестов.

Тем временем в США в Алабаме в начале двухтысячных произошло первое ДТП, в котором водитель Honda Accord был ранен разорвавшимися элементами газогенератора подушки. Департамент Юстиции США провел расследование в 2004 году, по результатам которого неназванный топ-менеджер Takata был уличен в манипуляции результатами внутренних тестов.




Полный размер

Фото: Getty Images


После трех подобных случаев, в компании Honda объявили об отзыве сначала 4000 автомобилей в 2008 году, а потом, когда произошел первый смертельный случай (это случилось 27 мая 2009 года в Оклахоме), и стало ясно, что проблема масштабнее — еще свыше 500 000 автомобилей в 2009 году.

В Takata признали лишь однократное нарушение технологии на мексиканском производстве.

Как взрывается газогенератор

Суть проблемы – при срабатывании подушки и поджиге активного вещества выделялось слишком много газа, повышенное давление газов в газогенераторе разрывало его на куски, подушка срабатывала неправильно, или вовсе не срабатывала, а металлические куски корпуса пиропатрона летели в салон и калечили людей.




Полный размер

Графика: CNN





Кусок смертоносной шрапнели. Фото: Getty Images.


Из этических соображений я не буду приводить тут подобные снимки, но это выглядит просто чудовищно.




Полный размер

Графика Raoul Ranoa/LA Times


Металлические фрагменты врезались в шею и лицо. Можете погуглить по Takata Victim, но не советую

Видео взрыва подушки Takata во время краштеста.









Расследование NHTSA

Учитывая, что автомобили продавались многомиллионным тиражом, проблем с подушками Takata было сравнительно немного. На момент начала скандала — лишь единичные случаи.

Но США – на главном на тот момент автомобильном рынке мира — не привыкли недооценивать жизнь человека. В 2009 включился американский институт National Highway Traffic Safety Administration, начавший собственное расследование проблемы с подушками безопасности Takata.




Фото: Getty Images


Ошибкой компании стала попытка переложить вину на пользователей автомобилей, а также стечение особых обстоятельств: например, экстремально высоких температур или повышенной влажности. Для автомобилей Honda были подготовлены исправленные газогенераторы, в корпусах которых были дополнительные отверстия для выхода газа.




Инфографика REUTERS


На фоне инцидентов, вроде серии взрывов на самом предприятии, и оставившего огромную воронку взрыва грузовика, перевозящего подушки Takata с завода в Мексике, компании уже почти никто не верил.

Видео: Взрывы на фабрике Takata




Видео: последствия взрыва грузовика Takata




Осознание масштаба проблемы

К 2015 году количество смертельных случаев по вине подушек Takata достигло шести. Но хуже всего, было установлено, что подобная проблема может затрагивать десятки миллионов автомобилей, проданных по всему миру.

Первыми об отзыве трех миллионов автомобилей объявили Nissan, BMW, Chrysler, Ford, Honda, Mazda.




Полный размер

Фото: Motoring.Com.Au


По вине подушек Takata к этом моменту сотни людей получили травмы, произошло 15 смертельных случаев, из них 13 все — на автомобилях марки Honda. Для компании это стало жестоким ударом — ей пришлось за свои же деньги распространять по всей Америке и Океании информацию, что выпущенные ей автомобили опасны для жизни.




Листовка Honda


Было установлено, что риск разрыва корпуса газогенератора подушек серии Alpha при ДТП составляет ошеломляющие 50%.




Газогенераторы Takata серии Alpha — доказанные бомбы замедленного действия


И это было только началом. Очередным случаем, за который взялись в NHTSA, стало несрабатывание боковой подушки на VW Tiguan, сопровождающееся разлетом металлической шрапнели и тяжелыми травмами водителя.

То есть если изначально предполагалось, что под отзыв попадают только автомобили с газогенераторами серии Alpha (именно на них пришлись почти все несчастные случаи), то теперь под подозрением оказались вообще все автомобили с подушками Takata.

Учитывая, что речь пошла о крупнейшем в истории отзыве продуктов массового потребления, делом Takata занялась специальная комиссия под председательством Самуэля Скиннера (бывшего начальника кадровой службы Белого дома и главы комитета по транспорту).

Стало понятно, что одним только 200-миллионным штрафом дело не кончится, хотя в Takata и продолжали настаивать, что потенциально проблема может угрожать только машинам, эксплуатирующимся в условиях жары и высокой влажности.

К концу 2015 года только в США под отзыв попало 32 миллиона автомобилей различных марок, включая BMW, Fiat Chrysler, Daimler, Ford, General Motors, Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru и Toyota. Позже цифра была уменьшена до 24.4 миллиона подушек в 19.2 миллионах авто, но общей картины это не меняло.

Газогенераторы Takata начали менять не на “исправленные Takata”, как в начале отзывов, а на модели других производителей — Daicel, Autoliv иTRW. Но это также означало и то, что первоначальная замена газогенераторов на “исправленные Takata” не решало проблему, а лишь переносило ее во времени лет на десять.

Выводы спецкомиссии

К этому моменту в Takata уже поняли, что идут ко дну, и оказывали расследованию полное содействие. Девиз компании “Ноль несчастных случаев и ноль жертв” уже не был актуальным.




Фото Reuters


Оглашенные в 2016 году результаты комиссии, детально исследовавших весь процесс разработки, тестирования и производстве подушек Takata, выявили системные проблемы на всех уровнях создания таких сложных устройств как аирбег.

Отсутствие должной культуры качества, недостаточное тестирование, недостатки тестовых циклов, в том числе, шоковых испытаний в условиях экстремальных температур, влажности и вибраций, недопуск производителей авто на ранних стадиях создания продукта. Отдельный пункт – несовершенство производственного процесса, прежде всего в области недостаточной автоматизации.

Например, на отдельных продуктах свыше 200 операций делал один человек, загрузка активного вещества в картридж пиропатрона выполнялась вручную.

Конечно, надо понимать, что учитывая масштаб проблемы, за компанию взялись с повышенной строгостью – но увы, в вопросе защиты жизни покупателей не до компромиссов (в цивилизованном мире).

Комиссия провела свыше 160 интервью с сотрудниками Takata самого разного уровня.

После публикации отчета комиссии, в США было объявлено об отзыве еще 40 миллионов автомобилей, произведенных Acura, Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Daimler Trucks North America, Daimler Vans USA LLC, Dodge/Ram, Ferrari, Fisker, Ford, GMC, Honda, Infiniti, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus, Lincoln, Mazda, McLaren, Mercedes-Benz, Mercury, Mitsubishi, Nissan, Pontiac, Saab, Saturn, Scion, Subaru, Tesla, Toyota, и Volkswagen. Полный список попадающих под отзыв можно найти по ссылке. Ссылка на сам отчет комиссии тут.

Дальнейшие расследования показали, что проблема оказалась гораздо глубже, и если раньше считалось, что все дело в в нарушении свойств взрывчатки под воздействием температур и влажности, для чего в конструкцию пиропатронов Takata был срочно внедрен осушитель, то сейчас речь шла уже о возрастной деградации нитрата аммония и дискредитации этого вещества как компонента пиропатрона. В Takata этого так и не признали.

Автомобильные производители добровольно меняли бракованные компоненты, они взяли на себя гигантские издержки, и, конечно же, делали все, чтобы заставить Takata их компенсировать.

Рекордный штраф и банкротство

27 февраля 2017 суд США признал компанию Takata виновной в уголовных преступлениях. Компания согласилась заплатить миллиард долларов штрафа, из них 25 миллионов в качестве наказания по уголовному делу, 125 миллионов компенсации жертвам, и 850 миллионов на покрытие издержек автопроизводителей.




Графическое письмо Honda владельцам автомобилей


Срочная реорганизация не помогла удержать компанию на плаву – 25 июня 2017 года компания объявила о банкротстве. Оставшиеся активы Takata по всему миру были за 1.6 миллиарда долларов проданы американо-китайской компании Key Safety Systems. Название Takata ушло в историю, компанию назвали Joyson Safety Systems.

А что в Европе

В Европе случаев взрыва газогенераторов отмечено не было, отчасти потому, что на большинстве автомобилей применялись газогенераторы с другим действующим веществом — более стабильным нитратом гуанидина.

Но в европейской истории Takata уже было черное пятно – 10 лет назад компанию поймали на картельном ценовом сговоре с поставщиками и партнерами (Tokai Rika, Takata, Autoliv, Toyoda Gosei and Marutaka) на тему поставок рулей, ремней и подушек безопасности на европейские заводы японских марок Suzuki, Toyota и Honda. Тогда Takata освободили от ответственности за добровольное раскрытие всех деталей сговора.

Учитывая все эти моменты и масштаб отзыва в США, европейские производители, использующие подушки Takata, в том числе, немецкого производства, также постепенно начали объявлять об отзыве своих автомобилей.

По замыслу регуляторов, работы по замене всех выпущенных потенциально бракованных подушек Takata должны быть завершены до 2020 года. Автомобили, содержащие смертельно-опасные подушки серии Alpha, должны быть отремонтированы в первую очередь.

Вместе с тем, согласно проведенным в Великобритании исследованиям, обращением по отзыву воспользовалось не более 47% покупателей — а это значит, что тысячи потенциально опасных для своих владельцев автомобилей все еще колесят по дорогам. И дело не в том, что автомобилистов не заботит собственная безопасность — чаще всего они не являются первыми владельцами и просто ничего не знают об этом отзыве.

В общем, если ваш автомобиль есть в списке, то обязательно проверьте свой автомобиль у дилера на предмет отзыва, даже если он выпущен в начале двухтысячных. Подушки Takata серии Alpha (а возможно, и любые подушки Takata с “селитровым” пиропатроном) — это бомбы замедленного действия, так что лучше не рисковать и принять дополнительные предосторожности – тем более, что замена у любого дилера любой марки по этой отзывной кампании абсолютно бесплатна.

Если у вас был опыт замены газогенераторов по отзывам — делитесь!
 
Последнее редактирование модератором:

RoadLASER

Старейшина клуба
Регистрация
5 Фев 2012
Сообщения
2,410
Симпатии
432
Баллы
5,132
Возраст
60
Адрес
Москва
Ф.И.О.
Сергей
Автомобиль
Тойота
#3
Регистрация
26 Июн 2017
Сообщения
271
Симпатии
40
Баллы
132
Возраст
41
Адрес
Челябинск
Ф.И.О.
Виталий
Клубная карта
243
Автомобиль
тайота
#4
Если у вас был опыт замены газогенераторов по отзывам — делитесь! (с)



Так многие уже проделали процедуру бесплатной замены этих пиропатронов. Есть тема отдельная на форуме . Вроде и не одна. Надежнее всего самому на официальном сайте акуры вбить свой вин и посмотреть реколлы . С этой информацией к ближайшему официальному дилеру хонда. Либо сам дилер может посмотреть попадает ли ваш авто под эту отзывную кампанию (и по другим темам кстати тоже . они есть) . Но.. есть риск что доселе специалисты именно вашего дилерского центра не сталкивались с подобным вопросом . Могут информацию корректно не найти, либо вообще по затупу отмазываться начать от ремонта. Типа "как так, бесплатно?!" Ремонт полностью оплачивается компанией "хонда". Заказываются зап части и по приходу дилер приглашает вас на ремонт. Не важно каким образом и где был куплен и зарегистрирован ваш авто. Хонда выполняет обязательства вне зависимости от этого. Далее всё зависит только от рукожопости слесарей . В моём, например, случае , на мдх 2004, защелку на воздуховоде под бардачком отщелкнутой оставили, и поспешили отмазаться на сл.день.. дескать "не мы" , но благо нашли сразу и исправили.. подсвистывало на больших оборотах вентилятора.. Но может наверное быть что-нибудь попечальнее.., чтобы пожалеть что полез.. Хотя процедура в общем не сложная
 

Kellhound

Завсегдатай
Регистрация
22 Окт 2015
Сообщения
565
Симпатии
170
Баллы
632
Адрес
МО, Коломна
Ф.И.О.
Ян
Клубная карта
450
Автомобиль
PILOT YF1 J35A6 2005 EX-L RES
#5
Не побоюсь этих слов - благодаря стараниям Нашего форума Хонда Мотор Рус внесла реколлы по подушкам для американских авто в Российские базы. Как выразился мастер приёмщик - где то год назад машины поехали прям в большом количестве и старых лет выпуска...
Я на своём Пилоте уже без всяких проблем в октябре заехал к дилерам и заказали запчасти по гарантии, а уже в ноябре поменяли. Т.е. 2 реколла по подушкам были в нашей базе, а ещё 2 которые остались не внесены))))
 

Gari124

Старожило клуба
Регистрация
23 Фев 2015
Сообщения
1,551
Симпатии
209
Баллы
3,132
Адрес
Москва, Щелчёк
Ф.И.О.
Игорь
Автомобиль
Acura MDX 08
#6
Не побоюсь этих слов - благодаря стараниям Нашего форума Хонда Мотор Рус внесла реколлы по подушкам для американских авто в Российские базы. Как выразился мастер приёмщик - где то год назад машины поехали прям в большом количестве и старых лет выпуска...
Я на своём Пилоте уже без всяких проблем в октябре заехал к дилерам и заказали запчасти по гарантии, а уже в ноябре поменяли. Т.е. 2 реколла по подушкам были в нашей базе, а ещё 2 которые остались не внесены))))
Старания как разтаки, на сколько помню, были твои. И вся история на этом форуме началась с тебя, так что помним)
 

Kellhound

Завсегдатай
Регистрация
22 Окт 2015
Сообщения
565
Симпатии
170
Баллы
632
Адрес
МО, Коломна
Ф.И.О.
Ян
Клубная карта
450
Автомобиль
PILOT YF1 J35A6 2005 EX-L RES
#7
Старания как разтаки, на сколько помню, были твои. И вся история на этом форуме началась с тебя, так что помним)
Началось то может и с меня. Но пользователей форума больше 10 тысяч.. И многие просто читают и обращаются к дилерам.
 
Регистрация
18 Сен 2017
Сообщения
25
Симпатии
1
Баллы
32
Возраст
38
Адрес
Карбышева
Ф.И.О.
Никонов Владимир Вячеславович
Клубная карта
305
Автомобиль
ACURA MDX
#8
2НNYD18801Н535408 вин почему то не бьется на хонда-рус? во многих других базах тоже нет в чем причина не пойму?
 
Регистрация
22 Окт 2015
Сообщения
565
Симпатии
170
Баллы
632
Адрес
МО, Коломна
Ф.И.О.
Ян
Клубная карта
450
Автомобиль
PILOT YF1 J35A6 2005 EX-L RES
#9
2НNYD18801Н535408 вин почему то не бьется на хонда-рус? во многих других базах тоже нет в чем причина не пойму?
Не бьется по запчастям именно или по отзывным?

Вот есть одна отзывная. Подушки либо стреляные либо яхз))))) Машина по факту в базе есть. Возможно на момент производства авто подушки ставились не ТАКАТА... Ну как вариант. Типа пробные партии...
Без имени-1.jpg
 
Регистрация
26 Июл 2015
Сообщения
570
Симпатии
109
Баллы
632
Возраст
32
Адрес
Калининград
Ф.И.О.
Михаил
Клубная карта
120
Автомобиль
Acura MDX 2001,
Honda VF750C Magna 2002,
BMW 530dX GT 2011.
#10
Во, у меня как раз такая отзывная была по пружинам. А про подушки ни слова.
 
Регистрация
22 Окт 2015
Сообщения
565
Симпатии
170
Баллы
632
Адрес
МО, Коломна
Ф.И.О.
Ян
Клубная карта
450
Автомобиль
PILOT YF1 J35A6 2005 EX-L RES
#11
Во, у меня как раз такая отзывная была по пружинам. А про подушки ни слова.
Видимо, производитель другой был в первые годы.
Мне поменяли газогенератор в АОЯМЕ в ноябре месяце. Теперь стоит TRW)))
 

Вложения

Сверху Снизу